Новое в Федеральном законодательстве
Выпуск от 20.04.2018
КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Исключительные права на представленный обзор
принадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк
системы КонсультантПлюс 20 апреля 2018 г.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 18.04.2018 N 81-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральным законом разрешено проводить контрольные закупки при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Соответствующие нормы включены в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Установлено, что контрольные закупки могут проводиться органами контроля (надзора) без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и с уведомлением органа прокуратуры.
Кроме того, указывается, что при отсутствии нарушений обязательных требований по результатам проведения контрольной закупки проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством РФ.
Постановление Правления ПФ РФ от 29.12.2017 N 842п
"Об утверждении Положения об организации работы по осуществлению Пенсионным фондом Российской Федерации контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
С 1 января 2018 года действует новое положение об организации работы по контролю за соблюдением законодательства о госзакупках в ПФР и его территориальных органах
Постановлением устанавливается, в частности:
- перечень объектов контроля;
- полномочия лиц, осуществляющих контроль;
- порядок взаимодействия органа контроля с субъектами контроля при осуществлении контроля в сфере закупок;
- рекомендуемая форма уведомления о соответствии контролируемой информации требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- форма протокола о несоответствии контролируемой информации требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Утратившим силу признано постановление ПФ РФ от 24.05.2017 N 428п "Об утверждении Положения об организации работы по осуществлению Пенсионным фондом Российской Федерации контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Проект Приказа Росприроднадзора "О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 сентября 2017 г. N 447"
Росприроднадзором предложены формы 7 новых проверочных листов (списков контрольных вопросов), предполагаемых к использованию с 1 июля 2018 года при проведении плановых проверок
В проекте приводятся формы проверочных листов, планируемых к применению:
- при осуществлении государственного экологического надзора в области охраны озера Байкал;
- при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах;
- при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора;
- при осуществлении государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Предмет плановых проверок будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в соответствующий проверочный лист (список контрольных вопросов).
ЖИЛИЩЕ
Поправки Правительства РФ к проекту Федерального закона N 876688-6 "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, С.М. Катасоновым, П.Р. Качкаевым и другими, принятому Государственной Думой в первом чтении 13 мая 2016 г.
Минстроем России предложен ряд условий, при соблюдении которых жилые помещения могут использоваться в качестве гостиниц
Устанавливается, что собственники жилых помещений смогут использовать принадлежащие им помещения для предоставления гостиничных услуг при соблюдении требований, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, а также иных требований, установленных законодательством РФ при условии оснащения помещения приборами учета используемой воды, газа, электрической энергии, а собственники жилых помещений в многоквартирном доме - при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Соответствующее решение должно приниматься квалифицированным большинством голосов.
При этом предоставление собственником жилого помещения для временного проживания лиц, не являющихся членами одной семьи, в том числе предоставление койко-мест, является осуществлением предпринимательской деятельности по предоставлению гостиничных услуг в жилом помещении в случае, если на одного человека, зарегистрированного по месту жительства и (или) месту пребывания в таком помещении, приходится менее 6 кв. м общей площади жилого помещения и данное жилое помещение не является для собственника единственным пригодным для постоянного проживания.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Федеральный закон от 18.04.2018 N 86-ФЗ
"О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О коммерческой тайне"
В Федеральном законе "О коммерческой тайне" устранено юридическое несоответствие относительно тождества заработной платы и социальных выплат
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" режим коммерческий тайны не может быть установлен, в числе прочего, в отношении сведений "о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам". Таким образом, заработная плата отнесена к социальным выплатам, что противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Социальные выплаты не являются частью заработной платы и не включаются в фонд оплаты труда работников.
Настоящим Федеральным законом в целях устранения названного противоречия в пункте 6 статьи 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" слова "по иным" исключены. С учетом внесенных изменений режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Постановление Правительства РФ от 17.04.2018 N 455
"О внесении изменения в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"
Внесены уточнения в перечень технологического оборудования, при ввозе которого на территорию РФ НДС не взимается
Речь идет о новой редакции позиции, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8477 10 000 0. Предусматривается, что внесенные изменения распространяются на правооношения, возникшие с 16 декабря 2017 года.
"Базовый стандарт по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов"
(утв. Банком России, Протокол N КФНП-11 от 17.04.2018)
Для кредитных потребительских кооперативов утвержден базовый стандарт по управлению рисками
Базовый стандарт обязателен для исполнения всеми кредитными кооперативами, осуществляющими свою деятельность на основании Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", вне зависимости от членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
Базовый стандарт содержит:
- перечень основных рисков, которыми должен управлять кредитный потребительский кооператив,
- положения, определяющие цели и задачи системы управления рисками кредитного кооператива,
- совокупность приемов и методов, позволяющих кредитному кооперативу с определенной точностью прогнозировать возникновение рисков и принимать меры, направленные на нивелирование и минимизацию последствий рисков,
- принципы и подходы к организации системы управления рисками кредитного кооператива,
- систему разделения полномочий, функционал и внутренние процедуры кредитного кооператива в сфере управления рисками.
Контроль за соблюдением базового стандарта осуществляет саморегулируемая организация, членом которой является кредитный кооператив.
<Письмо> Минтруда России от 11.04.2018 N 18-2/10/В-2575
<Об исключении нарушения запретов, установленных антикоррупционным законодательством для отдельных категорий лиц, при открытии таким лицам индивидуального инвестиционного счета>
Минтруд России напоминает о запретах в отношении лиц, на которых распространяются ограничения, предусмотренные антикоррупционным законодательством
Антикоррупционным законодательством РФ для отдельных категорий лиц установлены запреты:
- приобретать ценные бумаги в случае, если владение такими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов;
- прямо и косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Лицам, на которых распространяются определенные запреты, при заключении договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета (ИИС) необходимо исключить приобретение профессиональным участником рынка ценных бумаг в интересах таких лиц ценных бумаг:
- владение которыми приводит или может привести к конфликту интересов;
- являющихся иностранными финансовыми инструментами.
Также отмечается, что в случае представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", сведения об открытом ИИС указываются в разделе 4 справки. В разделе 5 справки подлежат отражению сведения об имеющихся на отчетную дату ценных бумагах.
Кроме того, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса РФ инвестиционные налоговые вычеты (в сумме денежных средств, внесенных на ИИС, и в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на ИИС) не подлежат отражению в разделе 1 справки.
Письмо Минфина России N 09-01-08/24704, Казначейства России N 07-04-05/05-6755 от 13.04.2018
<О порядке перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг>
Минфином России приведены проекты государственных контрактов, содержащих примерные условия о казначейском обеспечении обязательств
Получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) авансовые платежи (в заключаемых ими в 2018 году договорах (государственных контрактах) - условие о казначейском обеспечении обязательств).
Разъяснено, что применение казначейского обеспечения обязательств не устанавливает запрет и не ограничивает право получателя средств федерального бюджета предусматривать аванс в договорах (государственных контрактах), условиями которых предусмотрено казначейское сопровождение.
При принятии решения об осуществлении расчетов с применением казначейского обеспечения обязательств по договору (государственному контракту), в такой государственный контракт могут быть включены условия о расчетах, в том числе по авансовым платежам, в форме казначейского обеспечения обязательств.
В приложении к данному письму приведены:
- проект государственного контракта, заключаемый в целях реализации государственного оборонного заказа и содержащий условие о казначейском обеспечении обязательств;
- проект государственного контракта, содержащий условие о казначейском обеспечении обязательств.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральный закон от 18.04.2018 N 70-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 22 и 24 Федерального закона "О связи"
Определены основания прекращения Роскомнадзором действия разрешения на судовую радиостанцию во внесудебном порядке
Такими основаниями являются:
- заявление судовладельца - лица, эксплуатирующего судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании, которому было выдано разрешение на судовую радиостанцию;
- утрата судном права плавания под Государственным флагом РФ;
- истечение срока действия разрешения на судовую радиостанцию, если этот срок не был продлен в установленном порядке.
Предусматривается, что при наличии в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации, повлиявшей на принятие решения о выдаче разрешения на судовую радиостанцию, Роскомнадзор вправе обратиться в суд с требованием о прекращении действия разрешения на судовую радиостанцию.
Кроме того, устанавливается предельный срок действия решений о выделении полос радиочастот и решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов, по которым не установлен срок действия, до 31 декабря 2019 года.
Федеральный закон от 18.04.2018 N 73-ФЗ
"О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Для проезда в поездах дальнего следования разрешена продажа "невозвратных билетов"
Стоимость такого билета можно будет вернуть только в случаях:
- внезапной болезни пассажира или совместно следующего с пассажиром члена семьи (супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (усыновленного);
- смерти члена семьи либо травмирования пассажира в результате несчастного случая, подтвержденного соответствующими документами;
- отмены отправления поезда или задержки отправления поезда либо непредоставления пассажиру места, указанного в таком проездном документе (билете).
Установлена обязанность перевозчика (уполномоченного им лица) убедиться в том, что пассажир проинформирован о возможности приобретения билета в поезд дальнего следования по тарифу, предусматривающему условие о получении обратно стоимости билета при его возврате, либо по тарифу, не предусматривающему такого условия.
Постановление Правительства РФ от 17.04.2018 N 458
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 и признании утратившим силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. N 879"
Упрощена процедура подтверждения соответствия индустриальных (промышленных) парков и их управляющих компаний установленным требованиям
Поправками, в частности:
- установлено, что решения, принятые Минпромторгом России, о подтверждении соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании требованиям к ним не подлежат пересмотру в течение 5 лет (ранее - трех лет) при условии соответствия индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний установленным требованиям в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности;
- предусмотрена возможность подачи управляющей компанией в Минпромторг России документов для подтверждения соответствия требованиям, в том числе через государственную информационную систему промышленности;
- установлено, что в случае отсутствия проекта планировки территории в Минпромторг России представляется мотивированное письмо за подписью руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ, подтверждающее, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ отсутствует основание разработки проекта планировки территории при реализации проекта создания и развития индустриального (промышленного) парка;
- регламентировано содержание договоров, заключенных между управляющей компанией и резидентами, и предварительных договоров, заключенных между управляющей компанией и потенциальными резидентами.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
<Информация> Минэкономразвития России
"О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 мая 2018 года"
Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 мая 2018 года
В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:
- нефть сырая - 118,5 доллара США;
- отработанные нефтепродукты, мазут - 118,5 доллара США;
- легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, дизельное топливо - 35,5 доллара США;
- прямогонный бензин - 65,1 доллара США;
- бензины товарные - 35,5 доллара США.
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 марта 2018 года по 14 апреля 2018 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 480,3 доллара США за тонну.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Федеральный закон от 18.04.2018 N 77-ФЗ
"О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации"
С 1 января 2019 года сухие деревья, кустарники или их части, которые были повалены на землю из-за природных явлений (валежник), граждане смогут собирать без опасения получить штраф
Новыми поправками в Лесной кодекс РФ валежник приравнен к недревесным ресурсам.
Согласно ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд и осуществлять заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Федеральный закон от 18.04.2018 N 78-ФЗ
"О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Требования к электронным форматам документов, используемых для получения региональных и муниципальных госуслуг, вправе устанавливать Правительство РФ и органы власти субъекта РФ
Определено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе установить требования к форматам заявлений и иных документов, предоставляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления на территории соответствующего субъекта РФ, а также государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления на территории соответствующего субъекта РФ при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, если такие требования не установлены Правительством РФ.
В случае, если такие требования установлены региональным органом власти и впоследствии установлены Правительством РФ, применяются последние.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Федеральный закон от 18.04.2018 N 71-ФЗ
"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Туристские информационные центры наделены правом на информирование об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц
Согласно Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский информационный центр представляет собой организацию, осуществляющую деятельность по информированию физических лиц о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках.
Согласно внесенным настоящим Федеральным законом изменениям теперь в сферу деятельности туристских информационных центров включены не только физические, но и юридические лица.
Федеральный закон от 18.04.2018 N 85-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Вводится новая форма общественного контроля за работой органов исполнительной власти субъекта РФ по организации детского отдыха
Настоящим Федеральным законом установлено, что взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ с родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей должно осуществляться публично, и обращения родителей (лиц их заменяющих), направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальном сайте органа государственной власти субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, полномочия Минобрнауки России дополняются утверждением формы типового договора по оказанию услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, а полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей - утверждением списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения организованными группами детей и размещение указанной информации на своем официальном сайте.
Приказ Минздрава России от 07.03.2018 N 92н
"Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям"
Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2018 N 50801.
Минздравом России утверждены правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям в РФ медицинскими и иными организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя доврачебную, врачебную и специализированную помощь и оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Доврачебная помощь детям оказывается фельдшерами и иными медицинскими работниками со средним медицинским образованием; врачебная - врачами-педиатрами и врачами общей практики (семейными врачами); специализированная - врачами-специалистами.
Организация оказания такой помощи детям осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства (пребывания) или учебы в определенных организациях. Распределение детей по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций. Рекомендуемая численность прикрепленных детей на участке составляет 800 детей с учетом штатной численности медицинской организации и ее укомплектованности медицинскими работниками.
Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детям, делятся на три группы:
- первая группа - поликлиники, поликлинические отделения при центральных районных больницах и районных больницах, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детям;
- вторая группа - самостоятельные детские поликлиники, поликлинические отделения в составе городских поликлиник, в том числе детских больниц и центральных районных больниц, исполняющих функции межрайонных центров;
- третья группа - самостоятельные консультативно-диагностические центры для детей, а также консультативно-диагностические центры и детские поликлиники (отделения) в структуре республиканских, краевых, областных, окружных, городских больниц.
Приказом утверждены также правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащения кабинета участкового врача-педиатра, детской поликлиники, детского консультативно-диагностического центра, дневного стационара детской поликлиники (детского поликлинического отделения).
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"
Минздравом России предложен порядок ведения реестра взаимозаменяемых лекарственных препаратов для медицинского применения
Проект разработан в целях реализации Федерального закона от 31.01.2016 N 5-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза" и Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 92 "Об отдельных вопросах обращения лекарственных препаратов".
Проектом, в частности:
- устанавливается, что разработка типовых инструкций по медицинскому применению взаимозаменяемых лекарственных препаратов и формирование и ведение реестра типовых инструкций по медицинскому применению взаимозаменяемых лекарственных препаратов осуществляются в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет формирование перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет в установленном им порядке;
- уточняются параметры, на основании которых определяется взаимозаменяемость лекарственных препаратов для медицинского применения;
- определяется порядок представления необходимых материалов держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата в случае выявленной комиссией экспертов экспертного учреждения недостаточности материалов для вывода о взаимозаменяемости лекарственного препарата.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Федеральный закон от 18.04.2018 N 69-ФЗ
"О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Требования Закона о ПОД/ФТ распространяются на НПФ только в части их деятельности по негосударственному пенсионному страхованию
Соответствующее уточнение внесено в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и связано с тем, что риск легализации преступных доходов путем уплаты страховых взносов по ОПС, включая добровольные, отсутствует.
Федеральный закон от 18.04.2018 N 80-ФЗ
"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и статью 9 Федерального закона "О центральном депозитарии" по вопросу исключения требования о согласовании правил внутреннего контроля"
Исключено требование о согласовании центральным депозитарием и платежными агентами правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ
Это связано с тем, что действующим законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, только по разработке правил внутреннего контроля.
Исключение обязанности согласования таких правил снизит существующую регуляторную нагрузку без снижения эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, поскольку оценка соответствия правил установленным требованиям осуществляется Банком России в рамках надзорной деятельности.
Федеральный закон от 18.04.2018 N 82-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 5 и 5.1 Федерального закона "О противодействии терроризму"
Координация мероприятий по профилактике терроризма, а также по ликвидации последствий его проявлений на территориальном уровне будет обеспечиваться коллегиальным органом
Установлено, в частности, что для организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений могут формироваться соответствующие коллегиальные органы на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта РФ. Положение о коллегиальном органе и его состав утверждаются его руководителем.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 17.04.2018 N 456
"О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177"
Уточнен срок вступления в силу требований к году выпуска автобусов, используемых для организованной перевозки групп детей
Установлено, что требования к году выпуска автобуса (не более 10 лет с даты его выпуска) применяются:
- в отношении автобусов категории М2, используемых для организованных перевозок групп детей по маршрутам, начальные пункты отправления и (или) конечные пункты назначения которых расположены в Ленинградской и Московской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, - с 1 июля 2018 года, а в отношении автобусов категории М2, используемых для организованных перевозок групп детей по иным маршрутам, - с 1 апреля 2019 года;
- в отношении автобусов категории М3, используемых для организованных перевозок групп детей по маршрутам, начальные пункты отправления и (или) конечные пункты назначения которых расположены в Ленинградской и Московской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, - с 1 октября 2018 года, а в отношении автобусов категории М3, используемых для организованных перевозок групп детей по иным маршрутам, - с 1 октября 2019 года.
Ранее было установлено, что данные требования к сроку выпуска вступают в силу с 1 июля 2018 года.
Приказ Ростехнадзора от 21.03.2018 N 120
"О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы", утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2016 г. N 449"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2018 N 50822.
Обновлены правила локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы
Изменениями, внесенными в Приказ Ростехнадзора от 31.10.2016 N 449, уточняется, в частности:
- перечень лиц, имеющих право осуществлять руководство работами по локализации и ликвидации аварий, их полномочия и обязанности;
- порядок и обстоятельства, при которых допускается отстранение от работ руководителя работ по устранению аварии и руководителя горноспасательных работ;
- требования к помещениям, предоставляемым руководством опасного производственного объекта для размещения органов управления, создаваемых при возникновении ЧС;
- порядок фиксации решений, требующих выполнения экстренных, неотложных мероприятий, не предусмотренных планом ликвидации аварий;;
- порядок действий работников опасного производственного объекта, привлекаемых к выполнению работ по локализации и ликвидации аварий;
- правила проведения расчетов параметров развития пожара, режимов проветривания и противопожарного водоснабжения, устойчивости проветривания при пожаре в вертикальных и наклонных горных выработках, зон поражения при пожарах и взрывах.
ПРАВОСУДИЕ
Федеральный закон от 18.04.2018 N 76-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей"
Урегулированы вопросы финансирования региональными органами власти деятельности мировых судей и сотрудников аппаратов мировых судей
Определено, что Совет судей субъекта РФ взаимодействует с высшим региональным исполнительным органом власти при разработке проекта регионального бюджета в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган прилагает к проекту бюджета предложения совета судей вместе со своим заключением.
Установлено, что уменьшение размера бюджетных средств субъекта РФ, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта РФ, а более чем на 5 процентов - только с согласия конференции судей субъекта РФ.
Решение вопросов оплаты труда работников аппарата мировых судей отнесено к полномочиям региональных органов власти. Установлено также, что руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков таких работников осуществляется региональным органом исполнительной власти по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка. Оплата труда работников аппарата мировых судей производится в полном объеме в соответствии с региональным законом о бюджете.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
"Обзор судебной практики по защите интересов ФССП России и ее территориальных органов в 2017 году"
ФССП России приведен обзор наиболее значимых правовых позиций судов и арбитражных судов за 2017 год
Указывается, что в 2017 году большинство дел с участием ФССП России и его территориальных органов связано с оспариванием бездействия судебных приставов-исполнителей и их действий по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, постановления об окончании исполнительного производства.
ФССП России обращает внимание, в частности, на следующие выводы из судебной практики:
- требование о возмещении вреда с ФССП России подлежит удовлетворению только в том случае, если в результате незаконных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя имевшаяся возможность взыскания долга с должника была утрачена;
- нахождение имущества должника в залоге не является препятствием для наложения на него ареста судебным приставом - исполнителем;
- при вынесении постановления о запрете на совершение регистрационных действий в отношении изменений, вносимых юридическими лицами - должниками в ЕГРЮЛ необходимо учитывать возможные негативные и положительные аспекты для сторон исполнительного производства;
- наличие судебного акта о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по окончанию исполнительного производства, при недоказанности утраты возможности взыскания суммы задолженности за счет имущества должника не является доказательством причинения истцу убытков и наличия причинной связи между указанными действиями и причиненными убытками;
- из положений статьи 52 Конституции РФ не вытекает обязанность государства и его органов в лице ФССП России возмещать взыскателю убытки, которые он понес в связи с виновными действиями должников по исполнительному производству;
- для участия в исполнительном производстве представителя по доверенности, удостоверенной по месту работы доверителя, должны быть приложены документы, подтверждающие факт нахождения работника и работодателя в трудовых отношениях;
- представление в автоматическом режиме государственной услуги о ходе исполнительного производства не является единственным способом ее оказания;
- перечисление денежных средств лицу, не являющемуся взыскателем по исполнительному производству, порождает возникновение у него неосновательного обогащения;
- средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина из РФ, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Федеральный закон от 18.04.2018 N 68-ФЗ
"О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимном признании образования и (или) квалификаций"
Россией ратифицировано соглашение с Южной Осетией о взаимном признании образования и квалификаций, подписанное 12 апреля 2017 года в Москве
Соглашение регулирует взаимное признание основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования, полученного в России и Южной Осетии, с предоставлением обладателям указанного образования соответствующих прав для продолжения обучения и осуществления профессиональной деятельности в каждом из государств.